Ключ от тайны… или инструменты для продвинутых
Статья Голомшток Ю.Б. (директор Агентства "Лидер") и Мерц Н.В. (ведущий консультант по подбору и оценке персонала Агентства "Лидер").
Родившись из реальной психотерапевтической практики, онтопсихология сегодня представляет собой синтез психологических и философских воззрений, концепция и глубина которых тесно связаны с личностью основателя – Профессора Антонио Менегетти и обладает собственными методиками и точными инструментами, позволяющими достигать результатов.
В отношении человека онтопсихология основывается на следующих тезисах: человек от природы обладает лидерским потенциалом и, по сути, безграничными возможностями для развития и роста. Для реализации этого потенциала в жизни, необходима определенная педагогика в отношении человека, а также усилия, которые человек должен сам прилагать, принимая решения с позиции своей личной уникальности и понимания самого себя. Онтопсихология дает инструменты, как восстановить свою уникальность и идентичность, а затем, используя себя как критерий оценки собственных решений двигаться к достижению целей, самореализации и успеху.
Онтопсихология – позитивное знание, жизнеутверждающее и человекоориентированное. С помощью этого знания можно привести в гармонию индивидуальные и общественные потребности, т.е. онтопсихология дает человеку возможности для такого способа организации себя и жизни в мире, который позволяет достигать по максимуму результатов для удовлетворения собственного «эгоизма» и развития общества в целом, не противореча друг другу.
В настоящее время онтопсихология развивается в нескольких сферах: клиническое направление, связанное с лечением и психотерапией, и лидерство, которое и является наиболее актуальным при рассмотрении использования онтопсихологии в контексте бизнеса.
Применимость онтопсихологии для бизнеса состоит в следующих аспектах:
Во-первых, точность понимания психологии человека и группы. Инструменты онтопсихологии позволяют очень точно «прочитывать» бессознательную динамику как отдельно взятого человека, его зоны риска, так и группы в целом. Руководитель, обладающий подготовкой в области онтопсихологии, способен видеть бессознательные динамики, которые противодействуют развитию компании, например, эффект сопротивления со стороны группы, в отношении лидера, который развивается «по цепочке». Знания онтопсихологии в этом случае помогают адекватно реагировать на подобные ситуации, а также вычислить и перестроить источник, чтобы устранить этот эффект.
Во-вторых, непосредственно значение для руководителя (первого лица) компании, т.к. онтопсихология дает инструменты для точного оценивания принимаемых управленческих решений с помощью развития интуиции в бизнесе.
Наконец, онтопсихология дает инструмент для личностного развития и совершенствования, прежде всего самого руководителя, поскольку от его развития зависит и пространство для развития персонала.
Применение онтопсихологии в бизнесе возможно двумя принципиально разными способами, дающими разные результаты: применение извне и применение изнутри.
Внешнее воздействие осуществляется путем индивидуального консультирования первого лица предприятия по вопросам, связанным с развитием бизнеса. Такое консультирование наиболее актуально при существовании определенных проблем, препятствующих развитию компании, при этом не поддающихся прямому рациональному объяснению (проблема может лежать в области бессознательной динамики, как самого руководителя, так и его подчиненных, являющихся в компании ключевыми компетентами). Работы с первым лицом часто бывает достаточно, для того чтобы он изменил либо собственные стратегии поведения, либо что-то в компании.
Следующий способ – консультирование руководителя компании по вопросам подбора и аудита персонала. С помощью инструментов онтопсихологии нами проводится глубинный анализ на функциональность сотрудников в тех должностях и тех отношениях, в которых они находятся в компании. На основании такого анализа даются рекомендации о перестановке людей, разведении каких-либо устойчивых связей, которые сформировались между сотрудниками; о выведении каких-либо людей из организации. А также, рекомендации о привлечении новых людей для решения задач, которые ставятся перед компанией, для осуществления которых у компании нет человеческого ресурса.
Аудит персонала в первую очередь направлен на управленческую команду, от которой максимально зависит движение компании вперед. Возможны также различные проекты на основе онтопсихологии, связанные с развитием персонала: тренинги, направленные, в первую очередь, на развитие личностного потенциала, личностного ресурса; формирование корпоративной культуры компании.
Воздействие изнутри осуществляется в случае, когда сам руководитель, либо специалисты, работающие внутри компании, имеют достаточно серьезную подготовку в области онтопсихологии.
Создание определенной внутренней среды, стимулирующей личностное развитие, рост сотрудников компании в целом и каждого в отдельности возможно путем выстраивания определенных отношений и применения такого характера управленческого воздействия, который включает механизмы самомотивации и развивает здоровый, «правильный эгоизм» у сотрудников.
Максимальный эффект компания может достигать в том случае, если люди, работающие в компании, осознают для себя ту эгоистическую выгоду, которую они получают работая в данной компании.
Воздействуя на человека внешними стимулами, как позитивного, так и негативного характера, руководитель рано или поздно упирается в своеобразный «потолок», дальше которого механизмы стимулирования не работают. Внутренняя среда, построенная на лидерской педагогике, стимулирует человека быть самостоятельным и ответственным, т.е. формируется философия, когда сам человек осознает, что невыгодно плохо работать – прежде всего, для самого себя; включается «внутренний двигатель» – самомотивация – практически безграничный, поскольку человек способен расти до максимума своего потенциала.
Онтопсихология дает эволюционный путь развития организации, который медленнее революционного, но и качественнее, надежнее. Такая корпоративная культура способствует повышению лояльности сотрудников к компании, поскольку сотрудники сами выбирают именно эту компанию, исходя из внутренних потребностей и возможностей роста.
Формирование такой среды на начальном этапе требует большого количества усилий, но в конечном итоге оказывается для руководителя менее затратным (в плане развития и мотивации персонала), при этом сотрудникам интересно работать, они охотно проявляют инициативу, привносят свой потенциал в развитие компании, что, безусловно, выгодно предприятию.
Если система управления персоналом выстроена таким образом, что на «входе» отбираются люди, обладающие потенциалом, и внутренняя среда формируется на принципах онтопсихологии, тогда у компании есть возможность бесконечного роста.
Основанием для развития той или иной корпоративной культуры в компании является непосредственно тот характер общения, который руководитель с подчиненным постоянно демонстрируют, то психологическое послание, которое руководитель направляет подчиненному вместе с рациональным объяснением задач и должностных инструкций. Руководитель, видя потенциал сотрудника и всякий раз взаимодействуя с ним, стимулирует его на развитие этого потенциала. Формируются такие отношения, которые с одной стороны поддерживают у сотрудника амбиции и веру в себя, желание расширять зоны ответственности; с другой стороны – которые позволяют указать подчиненному на его ошибки, при этом сотрудники рады, когда им говорят, что они делают что-то неправильно, т.к. это расценивается как территория для дальнейшего роста. В результате происходит реальный рост профессиональных компетенций человека.
Безусловно, инструменты онтопсихологии отнюдь не универсальны и результаты их применения в компании, прежде всего, зависят от мировоззрения и уровня профессиональной подготовки, как руководителя, так и сотрудников компании.